Это стоит «услышать» !!!!!

«Найди дело по душе и тебе не прийдется работать и дня в своей жизни»

Тема в «шоу»  ТЭДх беседы «Забудь про университет? 4 шага к созданию своего индивидуального образования» спикер Тилл Х. Гросс
Я постараюсь перепечатать и перевести его речь здесь на блоге с добавлением своих комментариев, что-то в виде обзора.
Ну, начнем:

В 19 лет я решил стать самым лучшим психотерапевтом в мире и поэтому был очень рад, что школа наконец-то закончилась и я могу поступить в универ учиться. Это были достаточно завышенные ожидания. Во-первых, я считал, что мои преподаватели будут моими наставниками или словно открытыми книгами, которым я смогу задать вопрос, с которыми смогу поделиться идеями. Во-вторых, я считал что универ сам по себе создан, чтобы дать мне навыки необходимые для выбранной мной профессии. А в-третьих, я решил, что по сравнению со школой, в универе студенты будут с гораздо большим энтузиазмом учиться и открывать для себя новое в психологии. Когда же я приехал учиться и столкнулся с реальностью, я понял, что преподаватели совсем не как наставники, они мало зарабатывают, много работают и у них зачастую не хватает времени даже ответить на мое письмо по электронной почте. И университет создан не совсем для того чтобы дать мне навыки, а скорее убедиться в том, что я умею сдавать экзамены. А большинство студентов не столько учеба заботила, сколько они жаловались на то, что книги скучны и читать задают слишком много. Поэтому достаточно скоро я понял, что универ сам по себе не приблизит меня к моей цели — стать лучшим психотерапевтом , каким лично я смог стать и я решил следовать выражению Марка Твена, который однажды сказал такую знаменитую фразу «Я никогда не позволял школе вмешиваться в свое образование» (тут перевод цитаты устоявшийся, но я все же поясню, что под словом «школа» имеется в виду учеба в учебном заведении).
Этим я и занимался с момента принятия решения. В свободное время я занимался учебой в универе, просто потому, что для психолога необходимо учиться, чтобы достичь определенного статуса, но основное время я посвящал образованию, которое я взял в свои руки. Это означало, что за последние годы я перепробовал немало способов получить знания самостоятельно, некоторые из них не сработали, а некоторые оказались весьма успешными. И за эти последние несколько лет я понял какие именно четыре способа являются действенными, если ты хочешь спроектировать образование под свои нужды. Знаете, тут я должен подчеркнуть важное, это всего лишь мой личный опыт! Я не считаю это единственно верным способом. Мне 22 года, я еще не все в этой жизни понял. Но некоторые вещи могут кому-то быть полезными. Перед тем как начать, я хочу выделить о чем именно я хочу поговорить. Я хочу рассказать вам как я смог получить образование терапевта и коуча, стоящее 25000 евро, не заплатив за него ни цента! И, во-вторых, как можно учиться у суперзвезд- наставников, и как я смог учиться у нобелевских призёров, у самых продающихся авторов и у основателей всего направления вторичной терапии. А также, как я смог выступать по всей Германии и Австрии в возрасте 19ти лет, иногда перед публикой в 2-3 тысячи человек. И как вышло, что в 20 я был приглашенных лектором в университете в Вене. Для тех из вас, кто все еще верит в традиционное формальное образование, оба способа помогли мне, хотя мы тут об этом и не станем разговаривать сейчас, помогли мне получить гранты на обучение в десятке лучших университетов мира несмотря на мои скверные оценки.
Итак, начнем. Вот, фактически, с чего начинается моя история. В 18 я сломал левую руку, а в то время я был профессиональным игроком в баскетбол, перелом означал, что я не смогу играть в течении полугода. А до этого, с 12ти лет я ходил на тренировки дважды в день и играл на выходных. Это означало, что у меня, фактически, впервые в жизни появилось свободное время. Мой отец вцепился за возможность, так сказать, он сам тогда был терапевтом, и он предложил мне читать для него книги по психологии вслух. А затем попросил записывать, чтобы он смог слушать из в машине сидя за рулем. Изначально я делал это исключительно потому, что он мне платил за это безобразно хорошо. Так я начал читать десятками эти книги, просто потому что он мне платил. Но в какой-то момент они меня самого заинтересовали. Так я положил начало своей деятельности в сфере психологии и начал читать такие книги для себя. Затем я сделал кое-что, сначала сам того не ведая, только теперь понял всю важность этого. Это фактор номер 1. Если ты хочешь быть хорош в чем-то 1. Работай над своими навыками. Кто-то скажет «ну естественно, хочешь стать лучше -работай над навыками». Но вот в чем дело: только подумайте сколько выпускников колледжей и университетов оканчивают заведения без каких-либо природных для жизни навыков! И если вы учитесь в универе, или ваш сын, спросите себя/или его, «я правда чему-то учусь? Становлюсь ли я в чем-либо лучше?» И если вы зубрите в ночь перед экзаменами или готовитесь к тестам с множеством выбора, ответ скорей всего будет «НЕТ». Что же тогда делать? Я делал две вещи: одна из них «глубокая проработка» как это называет Кэл Ньюпорт. Глубокая проработка, это когда ты не только читаешь книгу. Я читал, а потом суммировал все что прочитал и записываю своими словами, а потом объяснял это все кому-нибудь. Если так делать, поймешь смысл прочитанного более глубоко. Второй способ — практика с намерением. Я приглашал одногруппников к себе, им было по 18-19, и пробовал на них разные способы коучинга, записывал сессии на видео и отправлял отцу на оценку, чтобы узнать его мнение. Делая так в течении полугода, шаг за шагом, я сумел на работать определенный уровень навыка, который я использовал для следующего шага, чтобы заниматься чем-то другим. Таким образом, незаметно для себя, я достиг некоторого потолка. Поэтому я подумал «хм, у меня теперь все нормально получается, но как мне стать в этом на самом деле кем-то стоящим?» Тогда я подумал «хм, ответ на этот вопрос — как стать самым лучшим?- я уже знаю!»
Потому как до этого мне удалось пройти от более чем скромного начала в баскетболе — я играл за самую низшую лигу в Германии- за семь лет до игры в высшей лиги, включая высшие очки в моей последней игре против игрока лучшего на тот момент в Берлине в броске в прыжке. Поэтому я задумался о том, как же мне это удалось. Во-первых, очевидно — наличие определенного количества таланта, во-вторых — определенное количество тяжкого труда, естественно. Я задумался, что же всегда выводило меня на следующий уровень?
В добавок к удачным обстоятельствам я довольно часто имел возможность играть с игроками, которые были гораздо лучшими игроками, чем я. И я осознал/заметил что, если ты хочешь стать лучшим в чем-то, ты должен 2. Учиться у лучших . Потому как раньше моими соперниками, естественно, были игроки лучше меня, что естественно заставляло меня стать лучше, но так же тот факт, что я перенимал у них рабочую этику и рабочие привычки. И люди очень сильно недооценивают разницу рабочей этики и рабочих привычек обычных людей и профессионалов. Должен вам сказать, профи работают не просто тяжело, а очень и очень тяжело. Поэтому я и начал перенимал рабочие привычки и рабочую этику тех, кто был рядом. К примеру тогда, нам было по 16-17, все мои друзья (мы жили вместе) ходили на тренировку в 5 утра перед школой тренировать броски в прыжке. А если все вокруг начинают так делать, ты начинаешь к этому приспосабливаться.

Я стал лучше, чем мог бы быть,если б остался с средненькой командой. Так вот, что я сделал затем, зная, что мне известно как стать лучшим в чем-то, я применил это знание в психологии. Я стал пробиваться , пытаться достучаться до моих любимых авторов, до основателей всей школы второстепенной терапии и так далее. И я вам хочу привести пример того первого раза, когда я попытался достучаться до кого-то, о, и я наделал кучу ошибок, поэтому не волнуйтесь.. Я обратился к человеку, который является самым высокооплачиваемым коучем/личным тренером в Европе, он автор книг-бестселлеров и ведет семинары с огромными аудиториями. Я начал с того, что прочитал все его книги. Потом я написал ему письмо, в котором дал понять насколько важно для меня учиться именно у него, чтобы именно он был моим наставником. По неизвестным мне причинам я взял и распечатал это письмо в трех экземплярах. И по тем же причинам посла одно и то же письмо ему три раза! И, понятное дело, не получил ответа. Я писал еще и еще, еще письма, еще емэйлы, еще и еще. Никакого ответа. И тогда я подумал «может мне как-то по другому поступить?»   Помимо всего прочего, этот человек работал с гипнозом, и если у вас есть хоть какие-то понятия о том, что такое гипноз, то что я сделал покажется вам странным. Я написал ему письмо, которое одновременно являлось способом введения в транс, вот что в нем значилось: «и когда твои глаза скользят по этим строкам, ты начинаешь расслабляться все больше и больше и начинаешь понимать насколько важно для тебя может быть то, что написано в этом письме..» Я это отправил и наконец получил ответ! И я был настолько рад, тому, что он мне все-таки ответил, что даже не расстроился, что ответ был «НЕТ». Но все же, несколько емэйлов и несколько писем спустя, он все же согласился и я получил свой грант на обучение, который стоит в районе 2500 Евро и я пошел учиться у него, лицом к лицу. Этим я хочу показать вам, что   достучаться до этих людей все-таки возможно ! Я сделал кучу ошибок в этом, а самой большой ошибкой было то, что я сфокусировался на том, что я хочу получить, а если ты хочешь учиться у человека, находящегося на более высоком уровне, чем ты, ты должен сфокусироваться на том, что ты можешь дать тому человеку. Это может быть что угодно! От самой рутинной и незначительной работы, от которой ты можешь его избавить, до социальных сетей и его рекламы в них. Все что угодно, что сможет ему понадобиться и что сможет приблизить тебя к тому человеку., чтобы можно было перенимать его опыт и знания. Существует множество пример, как это сделали другие люди. И я общался с такими. Как мне кажется, самый выдающийся из них — Чарли Хун. И у него подход оказался самым четким, самым структурированным. Когда ему было 22-23, он работал с некоторыми самым хорошо продающимися авторам Тимом Феррисом, Такером Максом, Рамметом Фери.   Эдварду Рузу было 17 и он очень постарался чтобы стать правой рукой одного из самых продающихся авторов — Матью Хасси.  Или Маск Тёрнофф, который родом из Вены, он в четырех местах работал интерном ( бесплатно, ради получения опыта) в течении целого года просто помогая чем мог, и затем стал правой рукой одного из гуру в сфере знакомств и свиданий. Теперь у него самого тысячи подписчиков и фанатов!  Что я хочу вам этим сказать — на самом деле это все возможно! С кем бы я ни разговаривал, будь то Дан Эрканерманн или Пол Экман или Кэл Ньюпорт, все они отметили, насколько важно иметь опытного наставника, и что это возможно, но необходимо понимать, что если ты хочешь этого, ты должен выделиться, должен взять на себя активную роль в этом процессе. Или, как говорит мой друг Эдвард Дрюс «не жди что мистер Мьяги сам к тебе прийдет» (мистер Кесуки Мьяги — мастер-наставник из фильма «парень-каратист») Поэтому я вам и привел свой первый опыт поиска наставника в качестве примера, когда я надела тучу ошибок, чтобы показать вам, что ваши попытки не обязаны сразу быть идеальны, просто продолжайте пытаться, снова и снова, шаг за шагом, все ближе к цели.

Вот так вот, первое — развить свои навыки, с помощью глубокой проработки и небольшого количества практики. Второе — подняться до следующего уровня перенимая опыт у самых лучших терапевтов в мире. Что мне было необходимо тогда, так это реальный опыт. Его получаешь поняв, что 3. Обучение важнее зарабатывания денег, по-крайней мере в начале карьеры.  Потому что если прекратить фокусироваться на зарабатывании денег, а сфокусироваться на том, сколько опыта  ты получишь соглащаясь работать бесплатно, все больше и больше возможностей начнут открываться перед тобой! И если делать это шаг за шагом, карабкаться по карьерной лестнице, «набраться карьерного капитала», как называет это Кэл Ньюпорт, и получать все более интересные предложения и возможности по работе.  Вот один пример, как я получил опыт проведения семинара, когда мне было 19. Человек один, немецкий терапевт Хансель Лии Шакнер, моей попыткой к нему приблизиться было, когда я начал продавать его книги, его диски и взамен он стал моим наставником. И в один из дней ему надо было провести семинар в городе, где я жил, а я был человеком, знающим его тему от и до.Он это знал, и поэтому предложил мне провести семинар за него. Я начал готовиться за несколько недель заранее, и провел семинар неплохо, о нем потом неплохо отзывались зрители. После этих отзывов я обратился к Ханселю и сказал «знаете что, я могу делать это чаще и могу делать это абсолютно бесплатно». Естественно он согласился, потому что знал, что на меня можно положиться, он знал, что мне можно доверять и разрешив мне вести семинары он сэкономить кучу времени и денег, а я взамен могу, в свои 19, получить кучу опыта в публичных выступлениях. Этим я и занимался весь следующий год. А годом позже, когда мне исполнилось 20, я получил возможность получить другой опыт, я выступил с лекцией в университете в Вене, благодаря моему преподавателю Клаусу Лемму. И у этого выступления, которое я провел тоже бесплатно, появились свои плоды. Год спустя, все только потому что нужные люди увидели эту лекцию и после этого я вел много хорошо оплачиваемых выступлений.

Вот вам пример того, как шаг за шагом, поначалу работая абсолютно бесплатно, можно подняться по карьерной лестнице и после получать очень крутые проекты.  Знаете, когда я это объясняю людям, многие из них говорят «ну да, но это звучит так, словно прийдется приложить много усилий, тебе так повезло, ты нашел то, что тебе по душе когда ты был еще таким молодым!» Вот тут в игру вступает 4ый фактор 4. Сначала прикладываешь массу усилий, а уж затем появляется страсть. Для меня это тоже было не так, чтобы я открыл первую попавшуюся в руки книгу по психологии и «О! Вот чем я буду заниматься всю оставшуюся жизнь!» Скорее это было так: сложная смесь удачных возможностей и много усилий приложенных заранее. Поэтому, первая удача — мой отец психотерапевт, поэтому терапия окружала меня сколько я себя помню. И когда мне было 18ть, мне повезло, что мой отец платил мне, чтобы я на начальном этапе прикладывал усилия в этой сфере. Но все же знаете, я приложил эти начальные усилия и вот какая штука, когда я начал заниматься глубокой проработкой и практикой с намерением, с того же времени у меня есть заявление поданное на поступление в университет, чтобы учиться на инженера. То есть я не всегда был уверен в том, чего же я хочу, но то что я не бросил и занимался психологией долгое время и прилагал к этому усилия, шаг за шагом предоставило мне интересные возможности и сейчас,  как видите, я занимаюсь тем, что для меня чрезвычайно интересно и что я люблю. И я думаю что многие, молодые в особенности, люди недооценивают сложность и количество усилий, необходимых для того, чтобы найти работу или карьеру, которая на самом деле значима для тебя. Но есть и хорошая новость! Как только ты начнешь прикладывать усилия, ты сможешь подняться на вершину достаточно легко, потому как большинство людей не прикладывают ни капли усилий. Именно поэтому я хочу подбодрить вас взять свое образование в свои руки и начать работать над своими навыками, применяя глубокую проработку и практику с намерением. Затем обратитесь к светилам в вашей области, потому что это легче, чем может показаться, а затем будьте готовы работать даром, чтобы получить практический опыт. И шаг за шагом поднимайтесь по карьерной лестнице, тогда вы сможете заполучить карьеру, имеющую для вас значение. Но, хочу вас предупредить, потому как если вы начнете все это делать и сойдете с привычного всем пути произойдут две вещи. С одной стороны люди будут просто ждать когда вы оступитесь, чтобы сказать вам, что то, что вы делаете — ошибка. Но это не страшно, потому что им же надо как-то оправдать свои неразумные решения.  С другой стороны вам прийдется привыкнуть к слову «НЕТ». Потому что если ты молодой, не имеешь навыков и обращаешься к светилам в своей области, то, ясное дело, тебе будут отказывать в большинстве случаев. Но это не страшно, ведь это всего лишь часть процесса. И конечно же время от времени прийдется туго, но, по-моему, оно того стоит.    По-крайней мере так было в моем случае. Потому что я получил все, чего хотел получить от учебы в университете. В-первую очередь, как я уже сказал, у меня появилась куча наставников.  Во-вторых, я не только навык приобрел, но и фактический опыт. Ну а в-третьих ( и это то, что меня особо радует) я нашел единомышленников, потому что если ты молод и не боишься выделиться, это привлечет к тебе молодых людей, которые с такой же страстью относятся к делу и вы сможете идти одним путем. Так что я надеюсь, что моя речь послужит кому-то стартовым пистолетом, чтобы начать и взять на себя ответственность за свое образование, и не надеяться что формальная система образования примет за вас самые важные решения в вашей жизни: чему вы хотите учиться и как. И лучше начать раньше, иначе настанет момент, когда вы пожалеете, что не заложили основу для карьеры, имеющей для вас значение и для работы, которую любите. Я хочу завершить высказыванием Пинк Флойда, которое я нашел в книге Мэг Джей «Описывая декаду»:

«Устал лежать на солнце, остаюсь дома смотреть на дождь. Ты молод и жизнь длинна и есть время, которое можно убить. И однажды ты обнаружишь, что десять лет уже позади. Никто не сказал тебе, что пора бежать, ты пропустил выстрел стартового пистолета».

Добавить комментарий

